Амурская областная детская библиотека

Обсерватория права

О государстве:

Государство создается не только ради того, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо (Аристотель).

Жизнь, согласующуюся с государственным строем, следует считать не рабством, но спасением (Аристотель).

Только те государственные устройства, которые имеют в виду общую пользу, являются, согласно со строгой справедливостью, правильными; имеющие же в виду только благо правящих — все ошибочны и представляют собой отклонения от правильных; они основаны на началах господства, а государство есть общение свободных людей (Аристотель).

Тысячи лет едва ли достаточно, чтобы создать государство; одного часа достаточно, чтобы оно пало во прах (Дж. Байрон).

Всякое государство основано на неравенствах, дифференциациях в строении общества, на различениях и расчленениях в народной стихии, в массе... Нет государства и нет власти, пока существуют нерасчлененные, хаотически смешанные стихии и массы (И. Бердяев).

Единственная здоровая основа великого государства есть государственный эгоизм, а не романтика, и недостойно великой державы бороться за дело, не касающееся ее собственного интереса (О. Бисмарк) Всякая подать имеет целью и мерой потребности государе: Всякий налог, взимаемый сверх государственных потребностей, есть воровство, несправедливость (К. Гельвеций).

Государство всегда начинается с полного порабощения лиц и везде стремится, перейдя известное развитие, к полному освобождению его (А. Герцен).

Государственная власть всегда и безусловно должна иметь аристократический характер (И. Ильин).

Настоящие задачи и истинные цели государства заключаются осуществлении солидарных интересов людей (Б. Кистяковский)

Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, постыдны богатство и почести (Конфуций).

Самое лучшее государство — то, подданные которого веселят и благоденствуют (И. Макиавелли).

Достоинство государства зависит, в конечном счете, от достоинства образующих его личностей (Дж. Миллъ).

Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам (Ж.-Ж. Руссо).

Может ли стоять целым и невредимым то государство, в котором судебные приговоры не имеют никакой силы, но по воле частных лиц становятся недействительными и отменяются? (Сократ)

Лучшее государство — то, где больше слушают законы, меньше ораторов (Хилон).

Государство — не что иное, как намордник для усмирения плотоядного животного, называющегося человеком, и для придания ему отчасти травоядного характера (А. Шопенгауэр).

Благосостояние государства обеспечивают не те деньги, которые оно отпускает чиновникам, а те, что оно ежегодно оставляет карманах граждан (Й. Этвеш).

Там, где имеют власть великие мудрецы, подданные не замечают их существования. Там, где властвуют невеликие мудрецы, на род уважает и хвалит их. Там, где у власти стоят еще меньшие мудрецы, народ их боится, а там, где еще меньше, — презирает (Лао-цзы).

Чтобы страна могла жить, нужно, чтобы жили права (А. Мицкевич).


О праве и правах:
Право — это искусство добра и справедливости (античный афоризм).

Там, где сила отсутствует, право исчезает; там, где она возникает, право начинает сиять (М. Баррес).

Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших правах, но не любим, чтобы нам напоминали о наших обязанностях. (Э. Борк).

Право — это формализованный гуманизм (А. Круглое).

Вина есть осознание зла (И. Кант).

Обязанность без права есть рабство; право без обязанности — анархия (Ф. Ламенне).

Служитель права прав, когда страшится права,
А то и на него отыщется управа:
Давно бы околел без жалованья он,
Когда бы все блюли порядок и закон!
(Ф. фон Логау).

Цель, которую себе ставят люди, объединенные законами, сводится к образованию общественной власти для предотвращения и пресечения насилия и несправедливости отдельных лиц(Г. Мабли).

Законы должны иметь для всех одинаковый смысл (Ш. Монтескье).

Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он до времени не обратился в ад (Вл. Соловьев).

Право есть рефлекс реальных, независимых от государства отношений; государство может регулировать, исправлять и направлять его в известных пределах, а не сочинять или создавать по своему усмотрению (С. Франк).

Отделение права от обязанности так же смертельно, как отделение головы от туловища (И. Шевелев).

Право — это договор о том, чтобы не вредить и не терпеть вреда (Эпикур).

О законах и законодательстве:

Ничто мы так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: закон (О. Бальзак).

Законы являются условиями, на которых люди, до того независимые и живущие в одиночку, объединились в общество, утомясь от постоянной войны и свободы, бесполезной, потому что необеспеченной (Ч. Беккариа).

Многочисленность законов свидетельствует не в пользу нравов, а многочисленность процессов — не в пользу законов (П. Буаст).

Бессильные уничтожить неравенство состояний, законы определяют и блюдут права каждого из нас (Л. Вовенарг).

Люди ради общественного блага выработали некоторые правила, основанные, к стыду человечества, на неизменном страхе жестокого наказания: таково происхождение законов (Л. Вовенарг).

Cуровость закона говорит о его человеколюбии, суровость человека — о его узости и жестокосердии (Л. Вовенарг).

Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им (Вольтер).

Когда ощутительно меняются времена, тогда наступает необходимость и в изменении некоторых законов (Вольтер). Многочисленность законов в государстве есть то же самое, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия (Вольтер).

Закон не может быть законом, если за ним нет сильного (М. Ганди).

Не быть подчиненным никакому закону — значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя (Г. Гейне).

Искусство законодателя состоит в том, чтобы выгода, извлекаемая злодеем из преступления, была совершенно несоразмерна тому страданию, которое ему за это угрожает (К. Гельвеций).

Народ должен сражаться за свои законы, как за свои стены (Гераклит).

Закон одинаков, что утром, что вечером (Дж. Герберт).

Если кто-нибудь захочет изучить все законы, то у него не будет времени нарушать их (И. Гете).

Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все одинаково были подчинены законам (Ж. Деламбер).

Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на обыкновенных правилах здравого смысла ( Т. Джефферсон).

Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества (С. Джонсон).

Лучшие законы рождаются из обычаев (Ж. Жубер).

Нет закона, который был бы всем по душе (Катон Старший).

Горе земле, в которой подчиненные, начальники и судьи, а не законы управляют гражданами и делами! Всякий из них считает себя мудрецом в высшей степени, и от сего «у семи нянек дитя без глазу» (М. Кутузов).

Совесть — закон законов (А. Ламартин).

Буква закона должна войти в азбуку (С. Леи).

Всегда найдутся эскимосы, которые выработают для жителей Конго инструкцию, как вести себя во время жары (С. Леи).С

оздавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались (Дж. Локк).

Законы — это государи над государями (Людовик XII).

Закон — друг слабых (Т. Манн).

Где царит сила, там закон бессилен (Менандр).

Только разум может создавать обязательные и прочные законы (О. Мирабо).

Бесполезные законы ослабляют законы необходимые (Ш. Монтескье).

Законы должны иметь для всех одинаковый смысл (Ш. Монтескье).

Справедливость или несправедливость закона измеряется большим или меньшим благополучием народа (А. Ривароль).

Мудрый законодатель начинает не с издания закона, а с изучения его пригодности для данного общества (Ж.-Ж. Руссо).

Закон должен быть краток, чтобы его легко могли запомнить и люди несведущие (Сенека).

Дурные законы в хороших руках исполнителей — хорошие; и самые лучшие законы в руках дурных исполнителей — вредны {Фридрих Вильгельм).

Крайняя строгость закона — крайняя несправедливость (Цицерон).

Мы должны стать рабами закона, чтобы быть свободными (Цицерон).

Закон, который право исключает,
Свирепого он вепря мне напоминает:
Бросается на всех без всякого разбору,
Калеча жизнь людей, он правду убивает.
(Д. Ягофаров).


О суде и правосудии:

Обвинить можно и невиновного, но обличить — только виновного (Апулей).

Фемиде без меча чаши в голову бросают (Л. Берне).

Судьи должны помнить, что их дело — истолковывать закон, а не даровать его (Ф. Бэкон).

Судья, который не способен карать, становится в конце концов сообщником преступника (И. Гете).

По отношению к виновным нужно быть суровым без жестокости или снисходительным без попустительства (Ш. Дюкло).

Прекрасно сказано, что в споре двух сторон суд обе стороны обязан выслушать (Еврипид).

Справедливость умеренного судьи свидетельствует лишь о его любви к своему высокому положению (Ф. Ларошфуко).

Даже самое обоснованное убеждение ничего не значит на весах правосудия (Г. Лессинг).

Прежде чем осудить, всегда нужно подумать, нельзя ли найти оправдание (Лихтенберг).

Вынося приговор, нужно руководствоваться человеколюбием, осмотрительностью и милосердием (Н. Макиавелли).

Обвинитель и судья не могут совмещаться в одном лице (Мар-циал).

И друзей, и недругов нужно судить равной мерой (Менандр).

Меч правосудия не имеет ножен (Ж. Местр).

Тот, кто хочет обвинять, не вправе торопиться (Ж. Мольер).

Без доказательств вины и без верных свидетелей никогда не наказывай (Мухаммед Хадис).

Не судите никого, основываясь на предположениях или если у вас есть сомнения (Мухаммед Хадис).

Опаснейший подводный камень для правосудия — это предубеждение (Ж.-Ж. Руссо).

Кто принимает решение, не выслушав обе стороны, поступает несправедливо, хотя бы решение это и было справедливое (Сенека).

Осуждать невиновного — это есть осуждение самих судей (Сенека).

Кто попустительствует дурным людям, тот вредит хорошим (Публий Сир).

Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон (Солон).

Ни адвокат, ни тем паче судья при исполнении своих обязанно¬стей не имеют права поддаваться собственным чувствам (Р. Стивенсон).

Тот, кто оказывает услугу негодяю, совершает двойную ошибку: во-первых, помогает тому, кто помощи не заслуживает, а во-вторых, подвергает опасности себя (Фетр).

Ошибочное милосердие не только слабость, но граничит с несправедливостью и весьма пагубно для общества, потому что поощряет порок (Г. Филдинг).

Человек вдумчивый и беспристрастный никогда не торопится произнести свой приговор (Г. Филдинг).

Отсутствующие всегда остаются виноватыми; присутствующие всегда имеют возможность оправдаться (Б. Франклин).

Закон управляет людьми, разум — законами (Т. Фуллер).

Судья — это говорящий закон, а закон — это немой судья (Цицерон).

Честный человек, садясь в судейское кресло, забывает о личных симпатиях (Цицерон).

Свобода — это зависимость от законов (Цицерон).

Ничто не одобряет так порока, как излишняя снисходительность (У. Шекспир).

Не берись судить других, прежде чем не сочтешь себя в душе достойным занять судейское место (Эпиктет).

Если хочешь быть беспристрастным судьей, смотри не на обвинителя, а на самое дело (Эпиктет). 

О предпринимательстве:

Нас увещевают: довольствуйтесь тем, что имеете, не желайте лучшего, обуздывайте ваше любопытство, смиряйте ваш беспо­койный дух. Это прекрасные поучения, но, если бы мы всегда сле­довали им, мы до сих пор питались бы желудями и спали под от­крытым небом (Вольтер).

Больше всех рискует тот, кто не рискует (И. Бунин).

Бедность — корень беспорядков в стране (Мо-цзы).

Когда маленький человек задумывает великое предприятие, он всегда кончает тем, что уменьшает его до уровня своей посредст­венности (Наполеон Бонапарт).

Как много дел считалось невозможными, пока они не были осуществлены (Плиний Старший).

Есть один способ ничего не делать и очень много способов сде­лать что-нибудь (неизвестный автор).

Следует так обдумывать свои замыслы, чтобы даже неудача принесла нам известные выгоды (кардинал де Рец).

Дело подобно автомобилю: само по себе оно может двигаться только под гору (заповедь американских менеджеров).

Когда придумываешь что-то сам, то высок шанс ничего не придумать. Но когда живешь чужим умом, то уж точно не сдела­ешь. Никогда не делай того, что делают другие. Это на сто про­центов обрекает на неудачу (Г. Будкер).

Мотив только лишь прибыли, хотя и считается прочным и практичным, на самом деле вовсе не практичен, ибо целью его яв­ляется повышение цен и уменьшение заработной платы. Вследст­вие этого он постоянно суживает рынок сбыта и, в конце концов, удушает сам себя (Г. Форд).

Кто дело сделав, ждет совета,

Тому не впрок ни то, ни это,
А кто заранее все обсудит,
Тот в дураках потом не будет.

(Себастьян Брант).

У кого есть дело жизни и план его осуществления, может мол­чать, у кого их нет, тому приходится болтать (Э. Штритматтер).

Самый высокий талант легко разорится, если слишком само­уверенный захочет с первого раза измерить свои силы в таком де­ле, которое требует огромных предварительных сведений, зрелос­ти ума в суждении и опыта в жизни (И. Пирогов).

Если бы криком можно было построить дом, то осел построил бы целую улицу (восточная мудрость).

Тот, кто мягко ступает, далеко не продвинется на своем пути (китайская пословица).

Каждый мог бы в чем-то достигнуть больших высот, кабы знал свои преимущества. Большинство людей насилуют свою натуру и поэтому ни в чем не достигают превосходства. Легкий успех льстит страстям, но время приносит запоздалое разочарование (Б. Баль­тасар).

Большое множество простых умов Живет постройкой карточных домов, Хотя при жизни даже самый стойкий Доводит редко до конца постройку. (И. Гете).

Чтобы пройти свой путь в мире, полезно взять с собой боль­шой запас предусмотрительности и снисходительности: первая предохранит нас от убытков и потерь, вторая — от споров и ссор (А. Шопенгауэр).

За легкое дело берись как за трудное, а за трудное — как за лег­кое. В первом случае — дабы уверенность не перешла в беспеч­ность; во втором — неуверенность в робость. Вернейший путь не свершить дело — заранее считать его свершенным (Г. Бальтасар).

Ни одной деятельности, которая должна длиться долго и даже стать призванием и образом жизни, не следует начинать с праздно­вания. Празднуют лишь то, что благополучно закончено; всякие же вступительные торжества исчерпывают охоту и силы, которые должны возбуждать наше стремление и сопутствовать нам в даль­нейших наших усилиях (И. Гете).

Проявить мудрость в чужих делах куда легче, нежели в своих собственных (Ф. Ларошфуко).

Ставя на первое место людей, вы никогда не совершите ошиб­ки даже в вопросах деления денег (Л. Маркс).

Секрет удачного выбора сотрудников прост — надо находить людей, которые сами хотят делать то, что бы вам хотелось от них (Г. Селье).

Людям, решившимся действовать, обыкновенно сопутствуют удачи; напротив, они редко бывают у людей, которые только и зани­маются тем, что взвешивают и медлят (Геродот).

Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны — те, в которых чело­век более деятелен (Г. Бокль).

Того, кто опасается обладать каким-либо благом, нельзя счи­тать нравственно прекрасным. Хорош и прекрасен тот, для кого все хорошее хорошо, и его не портят такие вещи, как, например, богатство и власть (Аристотель).

Мы все мечтаем в старости туманной
Найти почет, богатство и покой.

И к этой цели рвемся неустанно...
Но жертвовать приходиться порой
То жизнью ради чести, выйдя в бой,
То честью ради денег, и к могиле
Столь многих эти деньги приводили.
(У. Шекспир).

Тот, кто ищет миллионы, весьма редко их находит, но за то, кто их не ищет, тот не находит никогда (О. Бальзак).

Бухгалтер одним росчерком пера может украсть в десять раз больше, чем десять вооруженных грабителей-налетчиков (Дон Корлеоне).

Мотив прибыли — это единственная мускульная сила, приво­дящая в движение и дающая энергию всей экономической маши­не (Д. Гелбрейт).

Кто не хочет уменьшения своего состояния, должен тратить не более половины своего дохода; а кто желает приумножить его — не более трети (Ф. Бэкон).

Размеры состояния определяются не величиной доходов, а привычками и образом жизни (Цицерон).

Порой милости фортуны бывают кратки, зато велики. Но долго та­щить счастливчика на закорках надоедает и фортуне (Г. Бальтасар).

Не стоит надеяться на то, что можно принять безошибочное решение. Однако в том и состоит мудрость, чтобы взвесив все воз­можные неприятности, наименьшее зло почесть за благо (Н. Ма­киавелли).

Богатство вовсе не слепо, оно — прозорливо (Платон).

Стремление людей к богатству и знатности угасает лишь тогда, когда захлопывается крышка фоба (Шан Ян).

На собраниях экономят минуты, а теряют часы (аксиома Гурда).

Если служащий всегда согласен с боссом, он бесполезен для бизнеса (Э. Хаббард).

Хороший секретарь удваивает эффективность своего шефа. Плохой секретарь — уменьшает на половину (Т. Конеллан).

Оставьте мне мои фабрики, но заберите моих людей, и скоро полы заводов зарастут травой. Заберите мои фабрики, но оставьте мне моих людей — и скоро у нас будут новые заводы, гораздо луч­ше прежних (Э. Карнеги).

Персонал предприятия — это как футбольная команда: ребята должны играть как единая команда, а не как скопище ярких лич­ностей (Ли Якокка).

Все люди, делая выбор из представляющихся им возможнос­тей, поступают так, как находят выгоднее для себя. Поэтому, кто поступает неправильно, тех я не считаю ни умными, ни нравст­венными (Сократ).

Самая дорогая трата — время (Теофраст).

Порицание за неуспех всегда заглушит похвалу за усердие (Г. Бальтасар).

Богатство — благо, когда служит нам, и зло, когда мы служим ему (Ф. Бэкон).

Первая цель — качество, а прибыль сама придет (принцип япон­ского менеджмента).

Недостаточно быть богатым, чтобы быть счастливым, надо еще уметь пользоваться богатством (П. Гольбах).

 
© ГБУК "Амурская областная детская библиотека"
© Детский центр правовой информации, 2008 - 2019


Яндекс.Метрика